Денежная система во многом проста и обыденна. Существует Чеканный двор, имеющий несколько дополнительных зданий по всему городу, но чеканка осуществляется только в одном месте. Помимо полновесной «железной» валюты, есть редкие в обращении банкноты и ассигнации. На них наносится магический рунный двеомер, который проявляется, если банкноту провести над испарениями одной простейшей алхимической эссенции. Тратится на нее или нет, дело каждого, но тогда риск быть обманутым возрастает. Посему у каждого торговца, который хоть немного умен, она есть и используется на каждой банкноте.
Бумагу можно обменять на «железо» в центральном здании Чеканного двора, так же там действует и обратный обмен. Аристократы предпочитают бумажные деньги, люди все еще больше доверяют металлу. А все по тому, что банкноты действительны только в этом городе и нигде больше. Внутренняя валюта, доказывающая, что вы верны нынешнему политическому строю и поддерживаете правительство, доверяя ему. Правда есть один парадокс. Взятки лучше давать металлом, а не бумагой…

Есть три вида монет.
Медь, смешанная с железом. Самая ходовая валюта и самая слабо защищенная от подделки. Впрочем, заниматься подпольной чеканкой медяшек невыгодно, уж больно привлекает постороннее внимание человек который платит только ими.
Монеты широко используются среди простого люда и низов. Вы можете оплатить ими практически все, но только в слегка сомнительных заведениях и тавернах. В местах, где уровень обслуживания достаточно высок, вам придется нести с собой мешок медяшек, так как цены там достаточно высоки. Меняются они только в монетном дворе, ни один торгаш добровольно не расстанется с основной ходовой валютой, в обмен на пригоршню дешевого металла.
Когда медяшек у вас соберется пять десятков, вы можете поменять их на серебряный талант. На него можно прожить один день, расплатившись за три приема пищи и более-менее сносную комнату. Больше к сожалению на него не купишь, придется копить дальше.
Хорошее оружие будет стоить порядка 10 талантов. Но все зависит от качества и вида вооружения. А главное известность мастера или фирмы где оно приобретается. Хорошая одежда – полным комплектом обойдется в 2 таланта. Доспех в 7 талантов. Лошадь 40 талантов. А теперь примерная градация заработков.
Если вы подрабатываете в трактире разносчиком или посудомойкой, то ваш доход в день будет 25 медяшек. Следовательно за два дня вы получите целый талант, что совсем не плохо учитывая вид деятельности.
Стражник зарабатывает по таланту в день, за ночную смену получает два таланта. Чем выше занимаемая должность, тем выше будет доход. Но растет он все же не так стремительно, как и все в этой жизни.
Находясь в середине карьерной лестницы вы будете получать около 5-10 талантов в день, при условии, что действительно работаете, а не страдаете дурью.
Начальство, главы кланов, вершители судеб и прочие шишки. Получают 20 талантов в день. При условии, что они что то делали. Просто так никто ничего не даст…
И наконец, высшее денежное сословие – это золото. Его примут далеко не везде, так как веры к тому кто платит золотом, немного. Только самые редкие вещи и элитные товары оплачиваются именно золотом. Например артефакты, редкие зелья, недвижимость.
Один золотой можно обменять на 50 талантов, и сделать это можно только в чеканном дворе, больше никто рисковать не станет. Конечно, если у торгаша нет своего алхимика, которых подтвердит подлинность золотой монеты. Все они имеют очень четкую и сложную чеканку, и подделка этой валюты карается очень жестоко, вплоть до публичной казни. Точнее быстрого самосуда.
Человек платящий золотом быстро привлекает к себе внимание, и автоматически нарывается на нож в подворотне. Конечно если вы светите солнечными монетками не в элитном заведении, куда вхожи только богачи. Там вы можете быть спокойны за сохранность своей жизни. Ну и конечно, золотом не стоит расплачиваться на черном рынке, если вы не имеете авторитета и уважения. Либо, если сделка не является особо крупной.
Приключенцы и бродяги имеют на старте 10 талантов, остальное придется зарабатывать тем трудом, что вы выбрали для себя.
Гос. Служащие, стража, военные, порученцы кланов и их члены, которые не занимают рядовые должности получают 20 талантов.
Замы и середнячки имеют 50 талантов, или один золотой, как пожелают.
Вершители судеб, главы, и прочие власть имущие, имеют 100 талантов, или два золотых, и не важно насколько велика занимаемая вами должность, и насколько велики сбережения семьи. Чтобы получить больше нужно будет или продать имущество, или работать по профилю, либо вести обоснованную деятельность, развивая свой клан, гильдию, или лавку. Чем больше действий тем больше денег вы получите. Оставшись без гроша, будьте готовы к тому, что станете по сути дела изгоем без денег.

Соотношение монет

Медная монета - голь.
Серебряная монета - талант.
Золотая монета - гранд.

1 талант = 50 голей.
1 гранд = 50 талантов.

Наличность, имеющаяся у персонажа на старте

Приключенцы (бродяги, персонажи без принадлежности к клану или постоянной работы), "простой народ" - 10 талантов
Стража, гос. служащие, рядовые члены кланов - 20 талантов
Заместители глав кланов, высшие чины - 50 талантов
Главы кланов - 100 талантов

Заработная плата будет обговариваться непосредственно с администрацией.

Примечание: рассчитывайте свои сбережения из расчета 1 талант в день при условии посещения среднестатистической таверны и съема комнаты на ночь.